В Центральной России массово гибнут птицы.
В Центральной России массово гибнут птицы. В чем причина?
Екатерина Зигзаг, Виталий Бойко, Арсений Соколов
Люди в панике, трупы пернатых усеивают целые скверы в российских городах.
С начала ноября 2019 года сразу в трех городах центральной России происходит массовый падеж диких и домашних птиц. Мы попытались разобраться, связаны ли между собой смерти пернатых в Рязанской, Липецкой и Курской областях.
В начале сентября на юге Рязанской области загорелся крупный склад с пестицидами. 8 сентября в сети появилось видео тушения пожара, произошедшего на складе в Южном промузле второй раз за неделю. Площадь пожара тогда составила 300 кв. м, а пятью днями ранее здесь горело в два с лишним раза больше — 700 кв.м. Горел склад временного хранения «Инвестагропром» — крупный таможенно-логистический комплекс, расположенный в пригороде Рязани. На место ЧП для замера предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе выехали сотрудники Роспотребнадзора. Они искали в пробах воздуха диоксид азота, фенол, формальдегид, оксид углерода, сероводород, диоксид серы и взвешенных веществ. В итоге Роспотребнадзор не нашел превышений ПДК. А спустя некоторое время птицы в Рязани начали гибнуть от отравления оксидом серы или фенолом.
Еще в начале ноября региональные паблики заполонили снимки мертвых галок, реже — голубей, чаек и даже снегирей. Упавших замертво птиц находили в разных районах города и близлежащем поселке. Жители были не на шутку обеспокоены экологической ситуацией в регионе — промышленных предприятий здесь пруд пруди, город частенько окутывает неприятный смог, а количество тушек на улицах всё увеличивается. Только дворники уберут попадавших, как на земле появляются новые. Первое время власти и надзорные органы никак не реагировали на проблему. Стандартный мониторинг состояния атмосферного воздуха не находил превышений загрязняющих веществ.
Специалисты подключились к проблеме птичьего мора после публикаций региональных СМИ. Местный орнитолог Антон Барановский заявил, что осеннее уменьшение популяции птиц — явление нормальное, в это время среди особей с ослабленным иммунитетом обостряются инфекции, так что всё это можно связать с естественным отбором. Однако мужчина признался, что никогда с падежом такого масштаба не сталкивался. Эколог Виолетта Черная в разговоре с «7x7» также склонялась к тому, что причина мора кроется в инфекциях, которым способствует повсеместное уменьшение зеленых зон, а как следствие — доступ к нормальному корму. Но результаты анализов региональной ветлаборатории показывали, что погибшие птицы не были больны паразитарными или инфекционными заболеваниями.
Местные грешили на Рязанский нефтеперерабатывающий завод и другие промышленные предприятия. Так жительница микрорайона Дашково-Песочня, где также наблюдался падеж птиц, Наталья Успехова в разговоре с Readovka.ru призналась, что постоянно испытывает дискомфорт из-за выбросов близлежащих заводов: «Странный запах возникает переодически, это запах пластика и жженой резины, кажется, что пахнет обгорелой проводкой, это не НПЗ точно (но он тоже хорошо нам отравляет жизнь), у них особенный аромат, специфический, за долгие годы жизни тут, я уже могу отличать ароматы от заводов.
Запах пластика появился где-то около года назад, может чуть больше времени прошло, он такой, что в горле ком стоит и глаза слезятся. Окна у меня выходят на Зельгрос [ТЦ, — прим. ред.], может быть, какой угодно завод, их тут много: и Сплав, и Техниколь, и за Зельгросом тоже какие-то предприятия имеются».
Неприятная обстановка наблюдается и в центре города. Местный житель Андрей Петруцкий считает, что оказывать влияние на падеж птиц могут не только заводы, но и автомобильные выбросы: «Про ситуацию с воздухом в центре Рязани. Был на Первомайском проспекте в одной квартире. Там окно было приоткрыто 2 месяца. Внутри на всем слой черной пыли, как в шахте. Это автомобильные выбросы и сажа от трения резины. Автомобили дают 70% от общего непрерывного загрязнения воздуха в городе. Заводы выбросы делают тоже. Но эти выбросы резко воняют и зависят от направления ветра. Автомобили гадят воздух непрерывно. На центральных улицах Рязани с интенсивным движение машин на подоконниках и на внешних стеклах окон лежит слой сажи и пыли. Можно взять салфетку и протереть, а потом сделать анализ этой пыли. Но этим никто не занимается. Из Рязани исчезли городские воробьи, а остались одни полевые. В Москве их давно уже нет».
Ситуация с экологией в городе в целом напряженная. Местные даже создали петицию с рядом требований по контролю за выбросами в атмосферу вредных веществ. Их беспокоит, что Рязань находится в числе лидеров по онкозаболеваниям, и в городе «практически не осталось ни одного жилого района, который не испытал бы на себе выбросы того или иного рода, будь то выбросы с предприятий или очистных сооружений.
Самостоятельно за проблему с падежом птиц взялись активисты местной организации «Дышим чистым». Они обратились за помощью к доктору биологических наук, судебному ветеринарному эксперту и руководителю Московского госпиталя птиц «Зеленый попугай» Владимиру Романову, который провел независимую экспертизу, осмотрев несколько погибших особей.
«Пока мы не отвезли птиц к Романову все умалчивалось, никто ничего не делал. Мы отдали еще новую партию на экспертизу, но тут есть вопросы, вообще, о проблемах государственного надзора в этой области. Дело в том, что аккредитованных организаций по птицам нет и давать какую-то официальную статистику у нас в России никто и не может, если только не брать специализированные лаборатории, которые могут провести токсикологическое тестирование через целую цепочку предварительных исследований, на которые, как я понимаю, ни у нашей администрации, ни у кого денег нет. Мы сейчас пытаемся пройти через определенные круги ада, но ответа пока нет», — сообщил Readovka.ru председатель «Дышим чистым» Александр Суфранович.
После получения результатов они обращались в местную природоохранную прокуратуру и Роспотребнадзор. Московский специалист пришел к выводу, что птицы скончались от нарушения кровообращения, отека мозга и легких, возникшего на фоне интоксикации. После дополнительных исследований он установил, что птицы могли отравиться оксидом серы или фенолом. Массовый выброс фенола в атмосферу произошел в начале сентября во время крупного пожара на складе пестицидов «Инвестагропрома» на Южном промузле. К слову, превышение допустимой концентрации фенола в 1,7 раза Рязанский гидрометцентр фиксировал на улице Октябрьской в микрорайоне Приокский (где также погибают птицы) даже в начале декабря.
Во время пресс-конференции 23 декабря губернатор Николай Любимов, ссылаясь на результаты исследований Орловской лаборатории, заявил, что птицы отравились токсинами через желудочно-кишечный тракт, и выбросы здесь ни при чем. Некоторым местным эта версия показалась вполне убедительной.
«Версия про намеренное отравление птиц и животных существует. Во дворе женщина травила кошек, и голубям несут плесневелый хлеб, от которого они болеют и гибнут. Люди проходят мимо площадки, где кормят голубей, стаи птиц взлетают, поднимают пыль крыльями, вся зараза летит в дыхательные пути проходящим мимо людям», — пишет Анна Рязанская.
Однако в то же время, когда губернатор озвучил версию пищевого отравления, в Главном управлении ветеринарии по Рязанской области не обнаружили в организме у птиц, вообще, каких-либо токсинов и других отравляющих веществ.
Специфический запах, характерный для химических выбросов стоит на улицах города и в январе, падеж птиц продолжается уже третий месяц, но у людей до сих пор больше вопросов, чем ответов.
Липецкий мор.
В конце ноября мор птиц начался в Ельце и Липецке. Мертвые пернатые падали с деревьев во дворы домов, на площадях и улочках городов. Массовый падеж ворон, галок, грачей и голубей не мог не вызвать беспокойство местных жителей.
Причины мора выясняла государственная ветслужба Липецкой области. В первые дни специалисты исключили инфекционные заболевания, такие как птичий грипп, орнитоз, болезнь Ньюкасла, и выдвинули предварительную версию, что птицы могли стать жертвой отравления.
Позже, в конце декабря, это подтвердили ветеринары. Начальник противоэпизотического отдела управления ветеринарии Анатолий Фальков настаивает на том, что пернатые отравились гидроксикумарином — ядом для крыс и мышей.
Что интересно, среди местных жителей существует резкое недоверие официальной информации. Они считают, что внезапный мор птиц мог произойти от выбросов Новолипецкого металлургического комбината (НМЛК). Что немаловажно, версию с крысиным ядом продвигает портал Gorod48 , входящий в медиа-холдинг «Румедиа», который в свою очередь учрежден Fletcher Group Holdings Limited, владеющей НМЛК.
Липецк — это ядро крупнейшей российской агломерации со специализацией черной металлургии черного цикла, вотчина второго богатейшего в стране человека Игоря Лисина (Forbes оценивает его состояние в $21300млн). В июне 2019 года компания Лисина начала продавать часть доли в НМЛК (158 млн ценных бумаг НЛМК в виде акций и глобальных депозитарных расписок). Лисин пополнил список акционеров-металлургов, которые «выходят в деньги», присоединившись к списку из Романа Абрамовича, Александра Абрамовича, Александр Фролова и Евгений Швидлера. Как это сказалась на работе завода сказать трудно. По сообщениям местных жителей выбросы с НЛМК происходят регулярно, но птицы стали гибнуть только в последние несколько месяцев.
Инфекция в Курской области.
В ноябре в Курской области местные жители стали жаловаться на гибель домашних птиц — в основном кур и гусей. Как позже выяснило региональное Управление ветеринарии, пернатые гибли от болезни Ньюкасла, более известной, как псевдочума птиц — это не опасная для человека болезнь, но, тем не менее, контакт с зараженной птицей мог вызвать конъюнктивит и симптомы гриппа. Из-за вспышек болезнь в части Сеймского округа областного центра был введен ветеринарный карантин, здесь запретили заготавливать, продавать, вывозить и ввозить птицу и птицепродукты. Птиц стали вакцинировать. Однако же вакцинация пернатых проходила со сложностями: владельцы с подозрением относились ко всем доводам.
Следы химикатов или череда случайностей?
Никто, кроме Роспотребнадзора, не проводил значимых исследований после пожара на складе пестицидов в Рязани. Доверять ведомству, допустившему вспышку дизентерии в московских школах, или нет — личное дело каждого. Мы не можем утверждать, что падеж птиц, хронологически начавшийся в Рязанской области, продолжившийся мором в Липецкой области и уже более слабо проявившийся в Курской области, связан с пожаром на складе пестицидов.
Однако, очаг падежа птиц с последующим разрастанием на территории трех соседних областей наталкивает на некоторые мысли.
Как бы там ни было, даже если массовая гибель пернатых не связана с отравлением продуктами горения химикатов, экологическая обстановка в большинстве регионов России довольно напряженная. Ведомства, зачастую дезориентированные и не поддерживающие между собой нормально контакта, действуют в рамках сугубо личных интересов отдельных людей. Такая неорганизованность приводит к хаосу.
Не все в порядке и с технологиями, применяющимися в российской тяжелой промышленности. Несанкционированные свалки, подпольные мусороперерабатывающие заводы. Власти Москвы обвинили в отравлении воздуха подпольный мусороперерабатывающий цех. По мнению чиновников, сероводород в Новой Москве появился из-за анонимных коммунльщиков, полигоны ТБО, отравляющие грунтовые воды — пока что от проблем с экологией массово гибнут преимущественно животные. Долго ли осталось ждать, пока мор настигнет людей?
Комментариев пока нет