ПТИЦЕЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА (ПЗУ) для воздушных ЛЭП и подстанций
Всё больше стран присоединяется к концепции сохранения биологического разнообразия и сохранения птиц, некоторые станы уже на 100% обезопасили свои линии электропередачи, другие имеют чёткую стратегию по оснащению своих энергетических секторов птицезащитой к определённым срокам, некоторые только вводят законодательные обязательства по внедрению ПЗУ. В связи с этим, птицезащитные устройства становятся всё более востребованными и неотъемлемыми элементами оснащения линий электропередачи, наравне с основным оборудованием.
Наши птицезащитные устройства соответствуют требованиям ПАО «РОССЕТИ» СТО 34.01-2.2-010-2015, а также сертифицированы в системе ГАЗПРОМСЕРТ ПАО «ГАЗПРОМ»
Прежде чем запустить новое устройство в серийный выпуск, оно проходит ряд испытаний, включая натурно-стендовые в вольерах с живыми птицами. Долгие и скрупулёзные наблюдения позволяют делать выводы о эффективности устройств и их травмобезопасности для птиц.
ПТИЦЕЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА
Понятие «специальное птицезащитное устройство» законодательно закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 года №997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи».
Это понятие позволяет избежать ошибки при выборе нужных изделий среди множества защитных устройств, имеющих разные, зачастую взаимоисключающие, целевые и функциональные характеристики.
В нашем случае специальное птицезащитное устройство (например, специальное ПЗУ-6-10кВ) – это диэлектрическое изделие, специально сконструированное и предназначенное для предотвращения поражения птиц электрическим током на воздушных линиях электропередачи мощностью 6-10 кВ со штыревой изоляцией.
Напротив, защитное устройство, изначально разработанное для защиты ЛЭП или иных объектов от негативного воздействия птиц, не может называться специальным птицезащитным, поскольку в действительности оно является объектозащитным устройством (например, устройство для защиты ЛЭП от птиц правильно называть «специальным ЛЭП-защитным устройством»).
Использование различных антиприсадных агрессивных (отпугивающих, заградительных, колющих, ударяющих слабым током) ЛЭП-защитных устройств и приспособлений, применяемое широко в практике защиты ЛЭП от птиц, совершенно неприемлемо для защиты птиц от гибели на ЛЭП. Недопустимо (неправомерно!) под видом проведения птицезащитных мероприятий применять ЛЭП-защитные устройства, которые нередко приводят к обратному эффекту – повышают уровень орнитологической опасности оснащаемой электроустановки.
Наконец, следует обратить внимание на слово «устройство». Оно означает некое инженерно-техническое изделие с заведомо заданными параметрами. Недопустимо путать данное понятие с понятием «приспособление». Например, применение вместо специального ПЗУ какого-либо птицезащитного приспособления (холостого изолятора, деревянного бруска, пластиковой упаковки, отрезка полиэтиленовой трубы и др.) не правомерно. Их использование в определённых случаях может быть допущено лишь в качестве вспомогательных средств в комбинации со специальными ПЗУ для усиления свойств последних.
При выборе оптимальных устройств необходимо учитывать, что свойства и качество ПЗУ определяются, как их внешними конструкционными характеристиками (конфигурация, габариты и др.), так и физико-химическими свойствами материалов, применяемых при их изготовлении (устойчивость к факторам внешней среды /фото- термо-устойчивость/, пожаробезопасность и др.).
Прежде всего, специальные птицезащитные устройства должны обладать определёнными диэлектрическими свойствами (запрещается использовать неизолированные металлические ПЗУ), так как их главное назначение – изоляция участков токонесущих проводов в местах их крепления к изоляторам, а также находящихся под напряжением контактов или вводов.
ПЗУ должны соответствовать габаритам птиц, обитающих в данной местности (как правило, от мелких воробьиных до крупных – орлов и аистов). Согласно современной европейской практике, минимально допустимая длина птицезащитного кожуха составляет 1300 мм (NABU, Германия). Для ПЗУ нового поколения рекомендуется длина не менее 1400 мм (ПЗУ производства «Tyco Reichem», Директива VDE-AR-N 4210-11 Союза немецких электротехников «Охрана птиц на воздушных линиях электропередачи среднего напряжения»).
Кроме того, ПЗУ должно обладать свойством конструкционной совместимости с защищаемыми участками ЛЭП (например, определёнными узлами крепления проводов к изоляторам). Использование в России и за рубежом различных по габаритам и конфигурации элементов оснастки опор ЛЭП (изоляторов, зажимов и т.д.) практически исключает возможность создания универсальной конструкции ПЗУ, совместимой со всеми узлами крепления проводов и контактами. По этой причине изготовители ПЗУ, как правило, предлагают потребителям целые серии – модельные ряды конструкций своих птицезащитных устройств, при выборе которых необходимо обязательно обращать внимание на спецификацию изделий.
Существует целый свод различных норм международного, федерального и регионального уровней, регламентирующих проведение мероприятий по защите птиц от гибели на ЛЭП. Приведём основные из них.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Конвенция о биологическом разнообразии (Рио–де–Жанейро, 5 июня 1992 года)
Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 17.02.1995 № 16–ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 04.07.1995.
Статья 8. Конвенции содержит положения, согласно которым каждая Договаривающаяся Сторона:
а) содействует защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;
б) принимает меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействует восстановлению находящихся в опасности видов, в частности, посредством разработки и осуществления планов и других стратегий рационального использования;
в) разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и/или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций;
г) в случаях, когда установлен факт существенного неблагоприятного воздействия на биологическое разнообразие, регламентирует или регулирует соответствующие процессы и категории деятельности.
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конституция Российской Федерации (от 25 декабря 1993 года)
Статья 58. Конституции гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 3 указанного Закона содержит ряд соответствующих принципов:
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- сохранение биологического разнообразия;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Следует также учитывать требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, предусмотренные (ст.ст. 34 - 40) настоящего Закона.
Закон РФ от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире»
Основные требования по предотвращению негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на объекты животного мира содержатся в статьях 22, 24, 28 данного Закона.
Статья 22, посвящённая сохранению среды обитания объектов животного мира, гласит:
«Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (часть в редакции, введенной в действие с 17 марта 2009 года Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ).
При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки».
Статья 24 «Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира» содержит запрет на действия, потенциально опасные для определенной категории животных («краснокнижных видов»):
«Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».
Статья 28 содержит требования, направленные на предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств и линий связи и электропередачи:
«Юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при эксплуатации транспортных средств, линий связи и электропередачи.
Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ).
Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» (утв. пост. Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 997) – важный подзаконный акт, содержащий конкретные указания относительно применения птицезащитных устройств.
Установлено, что настоящие Требования подлежат выполнению при эксплуатации линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Глава VII указанного документа содержит требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи. Наиболее значимыми применительно к проблеме «Птицы и ЛЭП» являются положения пунктов 33, 34 и 37 настоящих Требований.
Пункт 33 гласит: «При проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета».
Пункт 34 гласит: «Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам.
Запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств неизолированных металлических конструкций».
Пункт 37 гласит: «Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы».
Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утверждённая приказом Минприроды России от 28 апреля 2008 года N 107 (с изм., утв. прик. МПР РФ от 12 декабря 2012 г. N 429 г.), является важным средством экономического стимулирования владельцев ЛЭП к выполнению птицезащитных мероприятий. Использование нормативов стоимости птиц*, приведённых в данной методике, позволяет оценить эффект от выполнения птицезащитных мероприятий, определяемый как сумма предотвращённого ущерба.
Прим.*: стоимость воробья, грача, галки, вороны – 1 тыс. руб, курганника – 25 тыс. руб., степного орла – 50 тыс. руб., орла-могильника – 100 тыс. руб., беркута – 300 тыс. руб., балобана – 600 тыс. руб. (!), в то время как стоимость одного комплекта птицезащитных устройств составляет менее 1 тыс. рублей (ниже стоимости вороны или воробья).
«Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»,
утверждённые приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года № 6, являются важным ведомственным документом, предусматривающим оснащение электроустановок специальными устройствами, обеспечивающими соблюдение установленных санитарных норм и правил и природоохранных требований.
Пункт 1.7.25. указанных Правил гласит: «Эксплуатация электроустановок без устройств, обеспечивающих соблюдение установленных санитарных норм и правил и природоохранных требований, или с неисправными устройствами, не обеспечивающими соблюдение этих требований, не допускается» (Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований). Для обеспечения исправности птицезащитных устройств (соблюдения законности при их установке и эксплуатации) следует обращать внимание на их конструкционную совместимость с узлами крепления проводов к изоляторам, на комплектность ПЗУ и их целостность.
«Правила устройства электроустановок (ПУЭ)» (Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кB),
утверждённые приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. № 187, также являются значимым ведомственным нормативным актом, обязывающим владельцев электроустановок принимать меры по предотвращению негативных последствий взаимодействия птиц и ЛЭП.
Пункт 2.5.36. настоящих Правил содержит альтернативное решение проблемы «Птицы и ЛЭП» в виде конкретного указания: «В районах расселения крупных птиц для предотвращения гибели птиц следует не использовать опоры ВЛ со штыревыми изоляторами». Однако при этом следует иметь в виду, что применение подвесной изоляции может обеспечивать орнитологическую безопасность только при соблюдении достаточной минимальной длины изоляторной подвески, которая должна быть соразмерной наиболее крупным птицам, контактирующим с ЛЭП в данной местности (орлы, филины, аисты и др.)! По мнению германских специалистов, расстояние от неизолированного провода возле изолятора (место вероятного сидения птицы) до точки крепления изолятора к траверсе (места вероятного касания птицы заземлённой металлической конструкции) должно быть не менее 600 мм.
Очевидно, что в данном случае приведённое из ПУЭ правило следует применять в исключительных случаях, в местах, где из-за чрезмерно высокой концентрации крупных ЛЭП-зависимых птиц птицезащитные устройства не могут обеспечить эффективного предотвращения электрозамыканий и загрязнения изоляторов, вызываемых птицами.
Таким образом, несмотря на некоторое несовершенство и противоречивость отдельных нормативных правовых и ведомственных нормативных актов, в Российской Федерации на настоящий момент сложилась правовая база, позволяющая обеспечивать предотвращение гибели птиц при их взаимодействии с ЛЭП и иными электроустановками, независимо от сроков ввода их в эксплуатацию.